Ламповый усилитель, зачем он нужен.

Маленькое отступление по поводу музыкальной культуры. Иоганн Штраус старший писал вальсы, а его сын Иоганн Штраус младший, писал оперетты. Почему? Венским бюргерам стало

лень танцевать самим. Они предпочли сидеть за столиком в кабаре и смотреть, как это делают профессионалы. Это культура буржуазии, музыку для них должны исполнять профессионалы. Культура народа. Русский парень сто лет назад просто не имел права не уметь играть на гармошке. Иначе ценность его, как жениха девальвировалась. Музыка- это продукт для души. И если человек в горе ли, в радости ли берет сам в руки инструмент, на этом не заработаешь.

Вырос я в лесном поселке. Электричество в поселке было, от собственного дизель-генератора.    По окончании строительства Воткинской ГЭС, появилось оно и в соседних деревнях. В это время происходило насыщение рынка радиолами. Массово стали выпускаться пластинки. Всесоюзное радио даже иногда баловало нас композициями Битлз. Это породило моду на ВИА а ля Битлз.   На гармошке стало играть не модно, а научится играть на гитаре, было сложно. Потому что все гармонисты почти самоучки. Сначала старший товарищ показывал, на какие клавиши нажимать. А потом уже подбирали мелодию на слух. В результате в выпуске 1964 года только половина парней умела играть на гармошке. А в моем классе в 1965 году гармонистов было только два человека. Когда служил в армии, то первым вопросом дембелей к прибывшему пополнению было: Кто умеет играть на гармони или баяне. И так постепенно мы превратились в тех самых венских бюргеров – потребителей музыки.

Сегодня уже мало кто берет в руки инструмент или слушает музыку в исполнении музыкантов, то есть вживую. Сейчас мы слушаем музыку в записи. Рынок заполнен аппаратурой, качество которой при массовом производстве определяется не параметрами, а маркетингом. То есть звук она воспроизводит, но от живого звука он отличается. И даже потратив сумму близкую к стоимости автомобиля можно не получить результата. Но 99% слушателей такая аппаратура устраивает.

А почему бы не сделать аппаратуру самому? Для одних это хобби для получения удовольствия от творчества, для других желание слушать музыку с высоким качеством. Одним из звеньев звуковоспроизводящего тракта является усилитель мощности, в большой степени определяющий качество звучания и достаточно простой для самостоятельного изготовления. И здесь необходимо сделать выбор, делать усилитель на транзисторах или на лампах. Микросхемы это те же транзисторы, только плотно упакованные и соединенные в работающую схему.

Радиолампы появились в начале прошлого века и к середине века их конструкция и применение были доведены до совершенства. В 50-х годах появились транзисторы, отличающиеся от ламп кроме принципа действия малыми размерами и весом, малым потреблением энергии и тоже за 50 лет конструкция и применение были доведены до совершенства. Это позволило транзисторам, в силу названных преимуществ, вытеснить лампы во многих областях применения. Но, к сожалению и те и другие не имеют передаточную характеристику в виде прямой линии. То есть имеется зависимость коэффициента усиления от уровня входного сигнала, что порождает искажения.

Субъективное сравнение звучания лампового и транзисторного (микросхемного) усилителей показали что, не смотря на лучшие характеристики транзисторного, звучит он хуже лампового. Связано это с особенностями человеческого слуха. Любой естественный звук в природе, голос человека, нота, взятая на музыкальном инструменте, состоит и основного тона и гармоник. Изменение соотношения основного тона и гармоник изменяет тембр звука. Что мы и слышим, это скрипка, а это свирель, хотя звучит одна и та же нота. Вносимые лампой искажения изменяют соотношение гармоник, но не настолько, что мы не узнаем скрипку или свирель. То есть наше ухо к таким искажениям малочувствительно. Так как изменения достаточно малы и спектр гармоник короткий.

Высококачественные ламповые усилители как правило работают в классе А, обеспечивающем минимальные искажения. Транзистор генерирует более длинный спектр гармоник, кроме того в выходном каскаде он работает в классе В, что ещё усугубляет ситуацию. И, хотя это компенсируется глубокой отрицательной обратной связью, положения не спасает. Кроме гармонических искажений возникают ещё и интермодуляционные. В любом музыкальном фрагменте звучит несколько нот одновременно, и транзистор генерирует сумму и разность этих нот. А к этому наше ухо очень чувствительно. Мы даже этого как бы не слышим, но возникает чувство ненатуральности звучания, или просто музыка утомляет.

В результате произошёл возврат к ламповым усилителям. У лампового усилителя тоже есть недостатки. Во-первых, он большой и тяжёлый. 10 килограмм – это минимальный вес. Его изготовление требует большого объема ручного труда, и потому он дорогой. На сегодня, с помощью установленных на компьютер программ, можно настроить усилитель в домашних условиях до очень высоких параметров. Вокруг этой проблемы существует множество мифов. Желающим больше узнать по этой теме, предлагаю прочитать прилагаемую работу.

Скачать   cheever_rus.part1      cheever_rus.part2